Слово коррозия произошло от латинского corrodere. Оно в переводе означает «разъедать». Чаще всего встречается коррозия металла. Однако есть случаи, когда от коррозии страдают и изделия из других материалов. Ей подвержены и камни, и пластмасса и даже дерево. Сегодня все чаще люди сталкиваются с такой проблемой, как покрытие коррозией памятников архитектуры, сделанных из мрамора и других материалов. Из этого можно сделать, что под такой процесс, как коррозия обозначает разрушение под воздействием окружающей среды

Причины коррозии металлов

Коррозии подвержены большая часть металлов. Данный процесс представляет собой их окисление. Оно приводит к распаду их на оксиды. В простонародии коррозия получила название ржавчина. Она представляет собой порошок мелкого помола светло-коричневого оттенка. На многих видах металлов во время процесса окисления появляется специальный состав в виде скрепленной с ними оксидной пленки. Она обладает плотной структурой, благодаря чему кислороду из воздуха и воде не удается проникнуть в глубокие слои металлов для дальнейшего их разрушения.

Алюминий относится к разряду очень активных металлов. При соприкосновении с воздухом или водой он с теоретической точки зрения должен легко расщепляться. Однако во время коррозии на нем образуется специальная пленка, которая уплотняет его структуру и делает процесс образования ржавчины практически невозможным.

Таблица 1. Совместимость металлов

Магний Цинк Алюминий Кадмий Свинец Олово Медь
Магний Низкое С С С С С С
Высокое У У У С С
Цинк Низкое У У У С С С
Высокое Н Н Н Н Н Н
Алюминий Низкое У Н Н С С
Высокое Н У Н С С С
Кадмий Низкое Н Н Н С С С
Высокое У Н Н Н Н Н
Углеродистая сталь Низкое Н Н Н Н С С С
Высокое Н Н Н Н Н Н Н
Низколегированная сталь Низкое Н Н Н Н С С С
Высокое Н Н Н Н Н Н Н
Литейная сталь Низкое Н Н Н Н С С С
Высокое Н Н Н Н Н Н
Хромированная сталь Низкое Н Н Н Н У У С
Высокое Н Н Н Н Н Н
Свинец Низкое Н Н Н Н Н Н
Высокое Н Н Н Н Н
Олово Низкое Н Н Н Н Н
Высокое Н Н Н Н Н
Медь Низкое Н Н Н Н У С
Высокое Н Н Н Н Н У
Нержавеющая сталь Низкое Н Н Н Н Н Н
Высокое Н Н Н Н У У Н
В 1 столбце таблицы представлены металлы, которые подвергаются или не подвергаются коррозии с металлами указанными в остальных столбцах таблицы и пропорция соотношения площадей металла, указанного в 1 столбце, к металлам в остальных столбцах таблицы. Краткое обозначение С, У, Н в таблице означает:

Таблица 2. Совместимость стали с металлами

Металлы, в отношении которых представлены данные в таблице по подверженности их коррозии Соотношение площади металла к другим металлам таблицы Углеродистая сталь Низколегированная сталь Литейная сталь Хромированная сталь Нержавеющая сталь
Магний Низкое С С С С С
Высокое С С С С С
Цинк Низкое С С С С С
Высокое Н Н Н Н Н
Алюминий Низкое У С С
Высокое Н Н У У У
Кадмий Низкое С С С С С
Высокое Н Н Н Н Н
Углеродистая сталь Низкое У С С С
Высокое Н Н Н Н
Низколегированная сталь Низкое Н Н С С
Высокое Н Н Н Н
Литейная сталь Низкое Н У С С
Высокое Н Н Н
Хромированная сталь Низкое Н Н Н С
Высокое Н Н Н Н
Свинец Низкое Н Н Н Н
Высокое Н Н У Н Н
Олово Низкое Н Н Н
Высокое Н Н Н У
Медь Низкое Н Н У
Высокое Н Н Н Н
Нержавеющая сталь Низкое Н Н
Высокое Н Н Н У

В 1 столбце таблицы представлены металлы, которые подвергаются или не подвергаются коррозии с металлами указанными в остальных столбцах таблицы и пропорция соотношения площадей металла, указанного в 1 столбце, к металлам в остальных столбцах таблицы.

Краткое обозначение С, У, Н в таблице означает:

  1. С - сильная и быстрая коррозия металла;
  2. У - умеренная коррозия металла;
  3. Н - Несущественная или ничтожная коррозия металла

Виды коррозии металлов

Сплошная коррозия

Наименее опасно для различных предметов из металлов является сплошная коррозия. Особенно она не опасна для тех ситуаций, когда повреждения аппаратов и оборудования не нарушают технические нормы их дальнейшего использования. Последствия такого вида коррозии можно с легкостью предугадать и скорректировать с учетом этого оборудование.

Местная коррозия

Большую опасность представляет собой местный вид коррозии. В этом случае потери металла не являются большими, но при этом образуются сквозные поражения металлов, что приводит к выходу из строя изделия или оборудования. Такой вид коррозии встречается в изделиях, которые соприкасаются с морской водой или солями. Такое появление ржавчины способствует тому, что поверхность металлической основы разъедается частично и конструкция теряет свою надежность.

Большое количество проблем появляется в местах, где используется хлорид натрия. Данное вещество применяется для устранения снега и льда на дорогах в городских условиях. Данный вид соли заставляет их превращаться в жидкость, которая уже в разбавленном с солями виде попадает в городские трубопроводы. В этом случае не помешает защита металлов от коррозии. Все подземные коммуникации при попадании воды с солями начинают разрушаться. В Соединенных Штатах Америки подсчитано, что в год на проведение ремонтных работ в области дорожных коммуникации уходит примерно два миллиарда долларов. Однако от данного вида соли для обработки дорожного полотна коммунальщики пока не готовы отказаться из-за низкой его стоимости.

Способы защиты металлов от коррозии


С самых давних времен люди старались защитить металлы от появления коррозии. постоянные атмосферные осадки приводили в негодность металлические изделия. Именно поэтому люди смазывали их различными жирными маслами. Затем они стали использовать для этой цели покрытия из других металлов, которые не ржавеют.

Современные химики тщательно прорабатывают все возможные методы борьбы с коррозией металлов. Они создают специальные растворы. Разрабатываются способы уменьшения рисков образования на металлах коррозии. Примером может служить такой материал, как нержавеющая сталь. Для ее производства использовалось железо, дополненное кобальтом, никелем, хромом и другими элементами. При помощи добавленных к нему элементов удалось создать металл, на котором более длительное время не образуется налет ржавчины.

Для защиты различных металлов от коррозии разработаны различные вещества, которые активно применяются в современной промышленности. Лаки и краски активно сегодня используются. Они являются наиболее доступными средствами для защиты от ржавчины изделий из металлов. Они создают преграду для попадания на сам металл воды или воздуха. Это позволяет на время отсрочить появление коррозии. Следует при нанесении краски или лака учитывать толщину слоя и поверхность материала. Для достижения наилучшего результата покрытие металлов от коррозии должно производиться ровным и плотным слоем.

Химическая коррозия металлов

По сущности коррозия может быть двух видов:

  • химическая,
  • электрохимическая.


Химическая коррозия представляет собой образование ржавчины при определенных условиях. В промышленных условиях не редко приходится сталкиваться с данным типом коррозии. Ведь на многочисленных современных предприятиях металлы перед созданием из них изделий нагреваются, что приводит к образованию такого процесса, как ускоренная химическая коррозия металла. При этом образуется окалина, которая является продуктом его реакции на появление ржавчины во время нагревания.

Ученые доказали, что современное железо гораздо больше подвержено образованию ржавчины. В нем содержится большое количество серы. Она появляется в металле из-за того, что во время добывания железных руд используется каменный уголь. Сера из него попадает в железо. Современные люди удивляются то, что древние предметы их этого металла, которые находят на раскопках археологи, сохраняют свои внешние качества. Это связано с тем, что в древности для добычи железа использовался древесный уголь, который практически не содержит серы, которая могла бы попасть в металл.

Такие металлы подвергаются коррозии

Среди металлов встречаются различные виды. Чаще всего для созданий каких-либо предметов или объектов применяется железо. Именно из него изготовляется в двадцать раз больше изделий и объектов, чем из других металлов вместе взятых. Данный металл стали использовать активнее всего в промышленности в конце 18 начале 19 веков. Именно в этот период был построен первый чугунный мост. Появилось первое морское судно, для изготовления которого была использована сталь.

В природе самородки железа встречаются в редких случаях. Многие люди считают, что данный металл не является земным, его относят к космическим или метеоритным. Именно он является наиболее подверженным к образования коррозии.

Также есть и другие металлы, подверженные коррозии. Среди них выделяются медь, серебро, бронза.

Видео "Коррозия металлов, способы защиты от неё"

Статьи по теме

Современные технологии развиваются с молниеносной скоростью, благодаря чему на рынках появляется огромное количество разнообразной уникальной продукции, несущей декоративный эффект. Именно к такой продукции относится термохромная краска.

Ни для кого не секрет, что металлу не свойственна горючесть. Однако, не смотря на это, воздействие высоких температур приводит к изменению его твердости, в результате чего металл становится мягким, гибким и в результате способен деформироваться. Все это является причинами, по которым несущая способность металла утрачивается, что может стать причиной обрушения целого здания или его отдельной части во время пожара. Несомненно, это очень опасно для человеческой жизни. Для того, чтобы не допустить такого, при строительстве применяются разнообразные составы, способные сделать металлоконструкцию более устойчивой к высоким температурам.

Сегодня без разных видов трубопроводов невозможно представить себе жизнью Они находятся практически в каждом населенном пункте и обеспечивают коммуникации. Производств труб для прокладки под землей осуществляется из металлов самых разных типов.

Ингибитор не является каким-то конкретным веществом. Так называют целуют группу веществ, которые направлены на остановку или задержку протеканий каких-либо физических или физико-химических процессов.

Немцы, французы, японцы – чьи машины ржавеют больше? На какой срок сегодня производители дают гарантию от коррозии? Что дешевле – ремонт или гарантия? Чем опасна коррозия? Вопросов очень много.

Рано или поздно ржавеет все!

Коррозия или разрушение металла естественным химическим и электрохимическим путем угрожает практически каждому транспортному средству. Она не страшна только пластику и высококачественной нержавеющей стали, неповрежденной термообработкой (например, сваркой).

Алюминий не дает надежной защиты, так как со временем окисляется, а недостаточная изоляция от стали приводит к образованию гальванической пары. Сервисы Audi, хорошо об этом знают. Крышка багажника А8 второго поколения активно корродировала в районе накладки над регистрационным знаком.

Коррозия – естественный процесс, хотя некоторые автомобили ржавеют гораздо сильнее других. Например, Skoda. Felicia второй половины 90-х годов «разрушается»медленно, а старая Октавия - быстро. Решающим фактором являются, как качество исходного материала и дополнительная защита от коррозии, так и дизайнерские линии. Слишком сложные профили в зонах риска, неправильное расположение дренажных каналов или даже чересчур большой сварочный ток приводят к развитию коррозии.

Ржавый ад Мерседес.

До сих пор многие автомобилисты оценивают качество машины в зависимости от страны ее происхождения. Преждевременная коррозия Lada и Dacia сегодня никого не удивляет, как и долголетняя стойкость кузова Volvo. Коррозия автомобилей итальянских и французских брендов в восьмидесятых годах считались стандартом. Сегодня же владельцы «французов» и «итальянцев» смотрят свысока на машины именитых брендов. В частности продукция PSA (Peugeot/Citroen) с начала нового тысячелетия имела лучшую защиту от коррозии, чем автомобили концерна VW. В то время как 15-летний Fiat Punto обзаведется всего лишь парой «бородавок», старый Mercedes E-Class становился похож на «металлом».

Mercedes E-Class W210.

В свое время многие клиенты Мерседес были потеряны на всегда. Одинаково быстро ржавели и А-класс, и S-класс и Vito. Не так давно до 2006 года проблема касалась A-Class (W169) второго поколения. Самой не стойкой к коррозии была модель E-Class W210 (1995-2003). Чуть реже проблема затрагивала C-Class W203 - до 2003 года. Но по факту зацвести мог любой Mercedes до 2005 года выпуска, даже новый W211. Наилучшим образом семя зарекомендовал ML, который собирался в Америке.


Mercedes E-Class W210.

Немцы тоже ржавеют.

Многие без лишних слов считают немецкие автомобили качественными. Однако они тоже ржавеют довольно часто. Например, Ford Mondeo III (2000-2007), Ford Focus I и чуть меньше Focus II. Opel Astra G тоже в аутсайдерах: найти дырявые колесные арки, а иногда и крышку багажника несложно. Обо всех предыдущих моделях этих брендов даже не стоит и говорить.


Ford Focus II.

Старые машины Volkswagen тоже страдали от коррозии. Ситуация значительно улучшилась в 1997 году с приходом Passat B5 и Golf VI. Но как это ни парадоксально, сегодня в Passat B6 2005-2010 года порой обнаруживаются небольшие очаги под тонкими боковыми молдингами дверей. Не эпидемия, но все же.

Стабильное качество с середины 80-х годов демонстрируют лишь Audi и Porsche, за исключением Boxster. В то время в автомобилях бренда BMW довольно часто встречалась коррозия задней части порогов, задних крыльев и крышки багажника. Даже у сравнительно молодых BMW 3 E46 (1998-2005), 5 E39 (1995-2003). Более поздние модели пока таких недугов не показывают.

Азиатские бренды.

Коррозия считается распространенным явлением среди автомобилей японских брендов, примерно до 2002 года. Самыми устойчивыми себя зарекомендовали модели Toyota и Lexus. Лишь эпизодически обнаруживается коррозия порогов в Toyota Urban Cruiser.

С Honda все стало в порядке после 2003 года (Accord, Legend и CR-V второго поколения). В случае с Civic выраженная коррозия существовала только у модели Civic 6G (до 2001 года). В Сивик седьмого поколения лишь иногда обнаруживались точечные очаги.

Огромное разочарование принес Nissan Almera N16 (2000-2006). Удивляли и молодые модели Mazda. Помимо пожилого родстера MX-5, который эксплуатируется преимущественно в сухую погоду, коррозия атаковала Mazda 3 и Mazda 6 первого поколения (2002-2007). Во всех этих трех моделях через несколько лет зацветали края задних крыльев.


Mazda MX-5.

У автомобилей корейских марок ситуация немного лучше, чем обычно принято считать. «Ржавые куски» остались в середине 90-х годов. Более поздние модели имеют лишь незначительные проблемы. Например, первое поколение Hyundai i30 и Kia Ceed: коррозия кромок задних дверей и двери багажника, рамки стекол.

Внедорожники ржавеют чаще.

Внедорожники находятся в группе риска. Причины очевидны – ссадины после контакта с различными предметами и преодоление грязи и воды. Самый известный пример – Suzuki Jimny. Внешние кузовные панели в период шестилетней гарантии выдержат все что угодно. Но шасси, рама и вакуумные трубки подключения переднего моста могут измениться до неузнаваемости. Лишь немногим лучше ситуация с Mitsubishi Pajero III (2000-2006 года). Из корейских внедорожников чаще страдает Kia Sorento первого поколения (2002-2009). В его случае виноваты скопление грязи и воды под пластиковыми накладками и плохая защита по краям дверей.


Suzuki Jimny.

Гарантия – защита или хитрость?

Гарантия производителя от сквозной коррозии не отражает реальное качество антикоррозионной защиты. К тому же следовало бы уточнить, на что же все-таки дается гарантия производителя. Реальная гарантия подразумевает защиту «от сквозной коррозии изнутри», т.е. отсутствие коррозии под оригинальной краской, неповрежденной в результате аварии или воздействия агрессивной среды.

Кроме того гарантия распространяется обычно на пороги, крылья, двери, капот и т.п., т.е. на локальные детали, которые не потребуют больших финансовых затрат и много времени на демонтаж и восстановление. Лишь некоторые производители готовы сделать исключение. Например, Jeep прямо заявляет, что гарантирует компенсацию стоимости ремонта и замены любых элементов, покрытых ржавчиной, лишь в том случае, если коррозия не стала следствием внешних повреждений.

Mercedes готов предоставить длительную гарантию защиты от коррозии лишь в том случае, если автомобиль на протяжении всего времени будет обслуживаться в официальном сервисе.


Mercedes Vito.

Что дешевле: длительная гарантия или ремонт за свой счет?

Большинство брендов, как и Мерседес, готовы за свой счет заменить ржавое крыло на автомобиле старше 10 лет лишь в том случае, если вы каждый год будете терпеливо оплачивать счета за техобслуживание в официальном сервисе.

Но есть несколько оговорок. Во-первых, не все дилеры будут готовы признать коррозию старого автомобиля производственным дефектом. Во-вторых, отремонтировать небольшой дефект гораздо дешевле, чем каждый год ездить в сервис к «официалам» на ТО.


Mitsubishi Pajero 2000-2006.

Профилактика.

Многие автомобилисты не раз замечали интересный парадокс. Автомобили, хранящиеся в гараже, имеют лучшее состояние лакокрасочного покрытия, чем те, что стоят на улице. Но именно гаражные автомобили нередко зацветают быстрей. Этому способствуют плохо проветриваемые гаражи. Зимой соленая слякоть остается внутри всевозможных кузовных щелей и ниш. Теплый двигатель нагревает воздух, создавая благодатные условия для разрушительного воздействия соли. Стоянка на улице под солнцем и ветром – самая дешевая и простая профилактика коррозии.

Сегодня существует большое количество средств для защиты кузова, как снаружи, так и внутри. Многие сервисы готовы выполнить трудоемкую и длительную процедуру антикоррозионной защиты, но не всегда с хорошим качеством.


Dacia Logan.

Гарантия от сквозной коррозии.

В настоящее время производители гарантируют следующие сроки от сквозной коррозии.

  • Alfa Romeo - 8 лет
  • Audi - 12 лет
  • BMW - 12 лет
  • Citroën - 12 лет (Грузопассажирские модели – 6 лет)
  • Chevrolet - 6 лет
  • Chrysler - 8 лет
  • Dacia - 6 лет
  • Fiat - 8 лет
  • Ford - 12 лет (Ка - 8 лет)
  • Honda - 12 лет
  • Hyundai - 12 лет
  • Jaguar - 6 лет
  • Jeep - 7 лет
  • Kia - 12 лет
  • Lancia - 8 лет
  • Land Rover - 6 лет
  • Lada - 3 года (Нива) или 6 лет (остальные)
  • Mazda - 12 лет (BT-50 - 6 лет)
  • Mercedes-Benz - 30 лет
  • Mini - 12 лет
  • Mitsubishi - 12 лет
  • Nissan - 12 лет
  • Opel - 12 лет
  • Peugeot - 12 лет (Грузопассажирские модели – 6 лет)
  • Renault - 12 лет (Master - 6 лет)
  • Seat - 12 лет
  • Subaru - 12 лет
  • Suzuki - 12 лет (Jimny - 6 лет)
  • Skoda - 12 лет
  • Toyota - 12 лет
  • Volkswagen - 12 лет
  • Volvo - 12 лет (1-е поколение XC90 8 лет)

Коррозии поддаются многие материалы, например металлические, керамические, деревянные, в результате воздействия на них. Как правило, такой эффект достигается из-за неустойчивости конструкции, на которую воздействует термодинамика окружающей среды. В статье подробно разберемся, что такое коррозия металла, какие она имеет виды, а также как можно от нее защититься.

Немного общих сведений

В народе довольно популярным является слово "ржавчина", которое относится к процессу коррозии металла и различных сплавов. К полимерам люди используют понятия “старение”. По факту эти слова являются синонимами. Ярким примером можно назвать старение резиновых продуктов, которые активно взаимодействуют с кислородом. Некоторые пластиковые изделия из-за осадков могут быстро приходить в негодность. То, насколько быстро будет происходить процесс коррозии, полностью зависит от условий, в которые помещено изделие. Особенно влияет влажность окружающей среды. Чем больше ее показатель, тем быстрее металл станет непригодным к использованию. Опытным путем учеными было установлено, что около 10 % изделий на производстве просто списывается из-за коррозии. Виды данного процесса различные, их классификация зависит от типа среды, в которой изделия находятся, скорости и характера протекания. Далее рассмотрим более подробно типы коррозии. Теперь каждый человек должен понимать, что такое коррозия металла.

Искусственное старение

Процесс коррозии не всегда имеет разрушительное влияние и приводит в негодность определенные материалы. Нередко из-за коррозии у покрытия появляются дополнительные свойства, необходимые человеку. Именно поэтому популярным стало искусственное старение. Чаще всего его применяют, если речь идет об алюминии и титане. Только при помощи коррозии можно добиться повышенной прочности материалов. Для того чтобы завершить процесс разрушения правильно, необходимо использовать термическую обработку. Учитывая, что естественное старение материалов в некоторых условиях довольно медленный процесс, то не нужно уточнять, что при использовании этого метода материал должен иметь специальную закалку. Нужно также понимать все риски, которые связаны с данным методом. Например, хотя и прочность материала повышается, но пластичность максимально уменьшается. С легкостью теперь читатель сможет ответить на вопрос о том, что такое коррозия металла искусственного типа.

Отзывы о термической обработке

Данный метод уплотняет молекулы материала, соответственно, меняется структура. Нередко термическая защита необходима для укрепления трубопроводов, так как она позволяет уберечь материал от ржавчины, а также минимизировать давление, которое оказывается на конструкцию, если оно находится под землей. Пользователи этой методики оставляют отзывы, в которых описывают, что данный метод защиты максимально эффективен и действительно показывает хорошие результаты. Такую обработку желательно применять только в промышленной сфере. Из-за того что камеры для обжига и совершения других процессов, необходимые для получения надежной защиты, стоят дорого, метод популярностью не пользуются. Такая защита металла от коррозии довольно эффективна.

Классификация

На данный момент существует более 20 вариантов ржавения. В статье будут описаны только наиболее популярные виды коррозии. Условно они делятся на следующие группы, которые помогут понять подробнее, что такое коррозия металла.

Химическая коррозия - это взаимодействие с коррозионной средой. При этом окисление металла и восстановление окислителя происходит одновременно в одном цикле. Оба материала не разделяются при помощи пространства. Рассмотрим другие виды коррозии металлов.

Электрохимическая коррозия - это взаимодействие металла с электролитом. Атомы ионизируются, окислитель восстанавливается, а эти два процесса происходит за несколько циклов. Их скорость полностью зависит от потенциала электродов.

При газовой коррозии происходит ржавление металла с небольшим содержанием жидкости. Влага не должна превышать 0,1 %. Также данный вид коррозии может происходить в газовой среде при высоких температурах. Наиболее чаще этот вид встречается в промышленности, связанной с химической сферой и нефтеперерабатывающей.

Помимо вышеописанных существует еще множество видов коррозии материалов. Имеются биологическое, целевое, контактное, местное и другие виды ржавения.

Электрохимическая коррозия и ее особенности

При электрохимической коррозии разрушение материала происходит из-за его прикосновения к электролиту. В качестве последнего вещества может быть конденсат, дождевая вода. Нужно заметить, что чем больше будет солей в жидкости, тем выше показатель электропроводности. Соответственно, процесс коррозии будет протекать довольно быстро. Если говорить о наиболее популярных местах, которые поддаются коррозии, нужно отметить заклепки в металлической конструкции, сварные соединения, а также просто места, в которых материал поврежден. Бывает так, что сплав железа при его создании покрыт специальными веществами, которые имеют антикоррозионные свойства. Однако это не предотвращает процесс ржавения, а лишь его замедляет. Довольно ярким примером можно назвать оцинковку. Цинк имеет отрицательный потенциал, если сравнивать с железом. Из-за этого последний материал будет восстанавливаться, а цинк повредится. Если на поверхности будет находиться оксидная пленка, то процесс разрушения станет длительным. Электрохимическая коррозия имеет несколько видов, но нужно отметить, что все они опасные и, как правило, остановить такой вид коррозии металлов невозможно.

Химическая коррозия

Химическая коррозия встречается довольно часто. Например, если человек замечает окалину, то он должен понимать, что она появилась в результате соединения металла, то есть взаимодействия, с кислородом. Как правило, если температура окружающей среды высокая, то процесс коррозии будет заметно ускорен. Участвовать в ржавении могут жидкость, то есть вода, соль, любая кислота или щелочь, растворы солей. Если речь идет о химической коррозии металлов, таких как медь или цинк, что их окисление приводит к устойчивому процессу коррозии пленки. Остальные же формируют окись железа. Далее все химические процессы, которые будут происходить, приведут к появлению ржавчины. Она никак не будет обеспечивать защиту, а наоборот, способствует возникновению коррозии. При помощи оцинковки на данный момент можно защитить многие материалы. Также разработаны и другие средства защиты от химической коррозии металлов.

Виды коррозии бетона

Хрупкость бетона может вызываться одним из трех видов коррозии. Довольно нередко встречается изменение структуры данного материала. Рассмотрим же, из-за чего это происходит.

Наиболее распространенным видом коррозии следует назвать разрушение цементного камня. Как правило, это происходит тогда, когда жидкость и атмосферные осадки постоянно воздействуют на материал. Из-за этого структура материала разрушается. Ниже есть более подробные примеры коррозии металлов:

  • Взаимодействие с кислотами. Если цементный камень будет постоянно под воздействием данных материалов, то образуется довольно агрессивный элемент, который вреден для покрытия. Речь идет о бикарбонате кальция.
  • Кристаллизация труднорастворимых веществ. Здесь речь идет о коррозии. Из-за того что грибки, споры и другие вещества попадают в поры, бетонное покрытие начинает быстро разрушаться.

Коррозия: способы защиты

Из-за коррозии производители часто терпят огромные убытки, поэтому ведется огромная работа, которая позволит избежать данного процесса. Причем нужно заметить, что чаще всего коррозии поддается не сам металл, а огромные металлоконструкции. На их создание производители тратят огромные деньги. К сожалению, обеспечить защиту на все 100 % практически невозможно. Однако, если правильно защищать поверхность, то есть проводить абразивоструйную очистку, можно отсрочить процесс коррозии на несколько лет. Также с ней борются лакокрасочным покрытием. Оно надежно защищает материал. Если металл находится под землей, то его необходимо обрабатывать специальными материалами. Только так можно добиться максимальной защиты металла от коррозии.

Меры предотвращения старения

Как уже было сказано выше, процесс коррозии остановить нельзя. Но можно максимально увеличить время, за которое материал будет разрушаться. Также на производстве, как правило, стараются максимально избавиться от факторов, которые влияют на процесс старения. Например, на заводах периодически каждую конструкцию обрабатывают растворами и полиролями. Именно они избавляют материал от негативного влияния на металл со стороны механических, температурных и химических условий. Для того чтобы подробнее в этом разбираться, следует изучить определение коррозии металлов. Если говорить о замедлении эффекта старения, то следует выделить, что для этого можно использовать термическую обработку. В нормальных условиях эксплуатации этот метод позволит максимально избежать быстрого разрушения материала. Сварщики для того, чтобы швы на изделии не разошлись, используют обжиг при температуре в 650 градусов. Такая методика позволит уменьшить интенсивность старения.

Активные и пассивные методы борьбы

Активные способы борьбы с коррозией действуют, изменяя структуру электрического поля. Для этого необходимо использовать постоянный ток. Напряжение должно быть таким, чтобы изделие имело повышенные характеристики. Довольно популярным методом будет использование “жертвенного” анода. Он защищает материал путем собственного разрушения. Условия коррозии металлов описаны выше.

Что касается пассивной защиты, то для этого используется лакокрасочное покрытие. Оно полностью защищает изделие от попадания жидкости, а также кислорода. Благодаря этому поверхность максимально защищена от разрушения. Следует использовать напыление из цинка, меди, никеля. Даже если слой будет сильно разрушен, он он все равно защитит металл от ржавения. Конечно, нужно понимать, что пассивные методы защиты будут актуальными только в том случае, если поверхность не имеет трещины или сколы.

Отзывы о лакокрасочной защите металлов

На данный момент лакокрасочная защита пользуется особой популярностью. Она эффективна, гибка в применении, а также стоит недорого. Однако если необходимо длительное использование металлической конструкции, то такой метод защиты не подойдет. Более чем 7-8 лет лакокрасочные покрытия защищать материал не смогут. Соответственно, их придется обновлять. Скорее всего, придется проводить реставрацию и заменять поверхность материала. Среди других недостатков данного покрытия нужно отметить ограничения в плане использования. Если необходимо усилить трубы, которые находятся под землей или водой, то лакокрасочная защита не подойдет. Поэтому следует понимать, что, если необходимо, чтобы конструкция использовалась более 10 лет, следует прибегнуть к другим методам защиты.

Оцинкование в подробностях

Рассмотрев основные виды коррозии, необходимо также обсудить наиболее эффективные методы защиты. Одним из таковых можно назвать оцинкование. Оно позволяет защищать материал от сильных разрушений путем изменения физико-химических свойств. На данный момент этот метод считается экономным и эффективным, учитывая, что на обработку цинком тратится практически 40 % от всего добываемого материала на Земле. Важно обработать материал антикоррозийным покрытием.

Оцинкование проводится для стальных листов, крепежных деталей, приборов и огромных металлоконструкций. В целом при помощи подобного распыления можно защитить изделия любого размера и формы. Цинк не имеет никакого декоративного назначения, хотя изредка может добавляться в сплав для получения блеска. В целом нужно понимать, что данный металл позволит максимально защитить от коррозии даже в самых агрессивных условиях.

Особенности защитных средств от ржавчины

При работе с металлом любой человек понимает, что перед тем как наносить защитные материалы, необходимо подготовить поверхность. Зачастую все трудности заключаются именно в этом этапе. Для того чтобы создать специальный барьер, который позволит ржавчине добираться до металла, необходимо ввести понятие компаунда. Благодаря ему в комплекте сформируется защита от коррозии. При этом имеет место электроизоляция. Обычно довольно сложно защищаться от коррозии черных металлов.

Из-за специфики использования различных средств для защиты необходимо понимать условия эксплуатации материала. Если металл будет располагаться под землей, то необходимо использовать многослойные покрытия, которые будут иметь не только антикоррозионные свойства, но и усиленную защиту от механических повреждений. Если речь идет о коммуникациях, которые активно взаимодействуют с кислородом и газами, следует использовать средство, минимизирующее воздействие воды и кислорода. Соответственно, повышенное внимание со стороны производителя будет уделяться изоляции от влаги, пара и низких температур. В таком случае следует добавлять присадки и специальные пластификаторы, ведь причины коррозии металлов различны и защищаться следует от всех видов.

Смесь "Уризол"

Смесь “Уризол” следует рассмотреть отдельно, так как ее используют для покрытия трубопровода. Также она подойдет для фитингов, соединительных деталей, крановых узлов и тех изделий, которые постоянно контактируют с нефтью или газами. Данный состав нужен для того, чтобы избавиться от влияния подземных и атмосферных воздействий. Нередко данная смесь также применяется для изоляции бетонных материалов. Данное вещество наносится очень просто, без какого-либо труда. Для того чтобы обработать поверхность, необходимо использовать распылитель. Только так можно избежать коррозии металлов и сплавов подобных изделий. Как только компоненты соединяются, начинается реакция. Из-за этого возникает полимочевина. После этого смесь переходит в гелеобразное и нетекучее состояние, а после некоторого времени становится твердой. Если скорость полимеризации будет медленной, то начнут образовываться подтеки. Они вредные, так как из-за них трудно наращивать толщину покрытия. Нужно заметить, что эта смесь долгое время сохраняет липкое состояние. За счет этого все слои будут максимально равномерными, а промежуточные замеры толщины сравняются между собой. Если процесс полимеризации будет слишком быстрым, то адгезия состава уменьшится. При этом толщина получаемого слоя для изоляции будет неравномерной. К слову, распылительный пистолет быстро засоряется, если скорость покрытия слишком быстрая. Факторы коррозии металлов не будут появляться, если сделать все верно. Для того чтобы предупредить подобные ситуации, необходимо тщательно подбирать компоненты и соблюдать правила изготовления.

Краски и эмали

Защиту металлопластиковых конструкций можно провести при помощи трех способов.

Ранее уже были описаны лакокрасочные покрытия. Они просты, имеют разнообразные цветовое решение, а также с помощью них можно с легкостью обрабатывать огромные поверхности. Так как процесс коррозии металла довольно быстрый, то и задуматься о покрытии материалами следует сразу же.

Второй вид - это пластмассовые покрытия. Как правило, они создаются из нейлона, ПВХ. Данное покрытие будет максимально защищать от воды, кислот и щелочей.

Третий вид - это покрытие каучуком. Зачастую его используют для защиты резервуаров и других конструкций с внутренней стороны.

Фосфатирование и хроматирование

Металлическую поверхность следует правильно подготовить к процессу защиты. То, какие методы будут использоваться, полностью зависит от типа поверхности. Например, черные металлы защищают при помощи фосфатирования. Цветные металлы можно обрабатывать обоими методами. В целом, если говорить о химической подготовке, необходимо уточнить, что она проходит в несколько этапов. Для начала поверхность обезжиривается. Затем промывается при помощи воды. Далее наносится конверсионный слой. После повторно промывается двумя типами воды: питьевой и деминерализованной соответственно. Далее осталось провести пассивацию. Химическую обработку следует проводить при помощи распыления, погружения, а также пароструйного и гидроструйного методов. Первые два способа необходимо применять при помощи специальных агрегатов, которые полностью подготовят поверхность к работе. То, какой метод выбрать, необходимо решать зависимости от размеров, конфигурации изделия и так далее. Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе, следует знать уравнения реакций коррозии металлов.

Заключение

В статье было описано, что такое коррозия и какие виды она имеет. Сейчас уже любой человек после прочтения данной статьи сможет понять, как защитить любой материал от старения. По большому счету сделать это довольно легко, зная все необходимые инструкции. Главное - понимать все характеристики окружающей среды, в которой материал используется. Если изделия находятся в месте, где происходят постоянные вибрации, а также имеются сильнейшие нагрузки, то в лакокрасочных покрытиях будут возникать трещины. Из-за этого на металл станет попадать влага, соответственно, процесс коррозии начинается незамедлительно. В таких случаях лучше дополнительно использовать резиновые герметики и прокладки, тогда покрытие будет служить немного дольше.

Дополнительно нужно сказать, что конструкция при преждевременной деформации будет быстро портиться и стареть. Соответственно, это может привести к совершенно непредвиденным обстоятельствам. Это будет приносить материальную ущерб и может закончиться гибелью человека. Соответственно, защите от коррозии следует уделять особое внимание.

Думаете, что ржавчина - это проблема владельцев 15-летних "Жигулей"? Увы, рыжими пятнами покрываются и гарантийные авто, даже если кузов оцинкован. Разбираемся, как правильно ухаживать за металлом и можно ли защитить его от коррозии раз и навсегда.

Что такое кузов? Конструкция из тонкого листового металла, причем разных сплавов и со множеством сварных соединений. И еще не нужно забывать о том, что кузов используется как «минус» для бортовой сети, то есть постоянно проводит ток. Да он просто обязан ржаветь! Попробуем разобраться, что же происходит с кузовом машины и как с этим бороться.

Что такое ржавчина?

Коррозия железа или стали - процесс окисления металла кислородом в присутствии воды. На выходе получается гидратированный оксид железа - рыхлый порошок, который мы все называем ржавчиной.

Разрушения автомобильного кузова относят к классическим примерам электрохимической коррозии. Но вода и воздух - это лишь часть проблемы. Помимо обычных химических процессов важную роль в нем играют гальванические пары, возникающие между электрохимически неоднородными парами поверхностей.

Уже вижу, как на лицах читателей-гуманитариев возникает скучающее выражение. Не пугайтесь термина «гальваническая пара» - мы не на лекции по химии и сложных формул приводить не будем. Эта самая пара в частном случае - всего лишь соединение двух металлов.

Металлы, они почти как люди. Не любят, когда к ним прижимается кто-то чужой. Представьте себя в автобусе. К вам прижался помятый мужчина, вчера отмечавший с друзьями какой-нибудь День монтажника-высотника. Вот это в химии называется недопустимой гальванической парой. Алюминий и медь, никель и серебро, магний и сталь… Это «заклятые враги», которые в тесном электрическом соединении очень быстро «сожрут» друг друга.

Вообще-то, ни один металл долго не выдерживает близкого контакта с чужаком. Сами подумайте: даже если к вам прижалась фигуристая блондинка (или стройная шатенка, по вкусу), то первое время будет приятно… Но не будешь же так стоять всю жизнь. Особенно под дождем. Причем тут дождь? Сейчас все станет понятно.

В автомобиле очень много мест, где образуются гальванические пары. Не недопустимые, а «обычные». Точки сварки, кузовные панели из разного металла, различные крепежные элементы и агрегаты, даже разные точки одной пластины с разной механической обработкой поверхности. Между ними всеми постоянно есть разность потенциалов, а значит, в присутствии электролита будет и коррозия.

Стоп, а что такое электролит? Пытливый автомобилист вспомнит, что это некая едкая жидкость, которую заливают в аккумуляторы. И будет прав лишь отчасти. Электролит - это вообще любая субстанция, проводящая ток. В аккумулятор заливают слабый раствор кислоты, но не обязательно поливать машину кислотой, чтобы ускорить коррозию. С функциями электролита прекрасно справляется обычная вода. В чистом (дистиллированном) виде она электролитом не является, но в природе чистой воды не встречается…

Таким образом, в каждой образовавшейся гальванической паре под воздействием воды начинается разрушение металла на стороне анода - положительно заряженной стороны. Как победить этот процесс? Запретить металлам корродировать друг от друга мы не можем, но зато можем исключить из этой системы электролит. Без него «допустимые» гальванические пары могут существовать долго. Дольше, чем служит автомобиль.


Как с ржавчиной борются производители?

Самый простой способ защиты - покрыть поверхность металла пленкой, через которую электролит не проникнет. А если еще и металл будет хорошим, с низким содержанием примесей, способствующим коррозии (например серы), то результат получится вполне достойным.

Но не воспринимайте слова буквально. Пленка - это необязательно полиэтилен. Самый распространенный вид защитной пленки - краска и грунт. Также ее можно создать из фосфатов металла, обработав поверхность фосфатирующим раствором. Входящие в его состав фосфоросодержащие кислоты окислят верхний слой металла, создав очень прочную и тонкую пленку.

Прикрыв фосфатную пленку слоями грунта и краски можно защитить кузов машины на долгие годы, именно по такому «рецепту» готовили кузова на протяжении десятков лет, и, как видите, довольно успешно - многие машины производства пятидесятых-шестидесятых годов смогли сохраниться до наших времен.

Но далеко не все, ведь со временем краска склонна к растрескиванию. Сначала не выдерживают внешние слои, потом трещины добираются до металла и фосфатной пленки. А при авариях и последующем ремонте покрытия часто наносят, не соблюдая абсолютной чистоты поверхности, оставляя на ней маленькие точки коррозии, которые всегда содержат в себе немного влаги. И под пленкой краски начинает появляться новый очаг разрушения.


Можно улучшать качество покрытия, применять все более эластичные краски, слой которых может быть чуть надежнее. Можно покрыть пластиковой пленкой. Но есть лучшая технология. Покрытие стали тонким слоем металла, имеющего более стойкую оксидную пленку, использовалось давно. Так называемая белая жесть - листовая сталь, покрытая тонким слоем олова, знакома всем, кто хоть раз в жизни видел консервную банку.

Олово для покрытия кузовов машин уже давно не применяют, хотя байки про луженые кузова ходят. Это отголосок технологии выправления брака при штамповке горячими припоями, когда часть поверхности вручную покрывали толстым слоем олова, и иногда самые сложные и важные части кузова машины и правда оказывались неплохо защищены.

Современные покрытия для предотвращения коррозии наносятся в заводских условиях до штамповки кузовных панелей, и в качестве «спасателей» используется цинк или алюминий. Оба этих металла, помимо наличия прочной оксидной пленки, обладают еще одним ценным качеством - меньшей электроотрицательностью. В уже упомянутой гальванической паре, которая образуется после разрушения внешней пленки краски, они, а не сталь будут играть роль анода, и, пока на панели остается немного алюминия или цинка, разрушаться будут именно они. Этим их свойством можно воспользоваться иначе, просто добавив немного порошка таких металлов в грунт, которым покрывают металл, что даст кузовной панели дополнительный шанс на долгую жизнь.


В некоторых отраслях промышленности, когда стоит задача защитить металл, применяют и другие технологии. Серьезные металлоконструкции могут быть оборудованы и специальными пластинами-протекторами из алюминия и цинка, которые можно менять со временем, и даже системами электрохимической защиты. С помощью источника напряжения такая система переносит анод на какие-то части конструкции, не являющиеся несущими. На автомобилях подобные вещи не встречаются.

Многослойный бутерброд, состоящий из слоя фосфатов на поверхности стали или цинка, слоя цинка или алюминия, антикоррозийного грунта с цинком и нескольких слоев краски и лака, даже в очень агрессивной внешней среде вроде обычного городского воздуха с влагой, грязью и солью позволяет сохранить кузовные панели на десяток-другой лет.

В местах, где слой краски легко повреждается (например на днище) используют толстые слои герметиков и мастики, которые дополнительно защищают поверхность краски. Мы привыкли называть это «антикором». Дополнительно во внутренние полости закачивают составы на основе парафина и масел, их задача вытеснять влагу с поверхностей, тем самым еще улучшая защиту.

Ни один из способов по одиночке не дает стопроцентной защиты, но все вместе они позволяют производителям давать восьми-десятилетнюю гарантию на отсутствие сквозной коррозии кузова. Однако нужно помнить, что коррозия подобна смерти. Ее приход можно замедлить или отложить, но нельзя исключить совсем. В общем, что мы говорим ржавчине? Правильно: «Не сегодня». Или, перефразируя современного классика, «не в этом году».

  • Держите кузов машины чистым. Грязь вбирает влагу, которая таким образом сохраняется на поверхности и долго выполняет свою разрушительную функцию, потихоньку проникая через микротрещины к железу.
  • Своевременно восстанавливайте повреждения ЛКП, даже если кузов оцинкованный. Ведь то, что «голый» металл не ржавеет, является следствием постоянного «расхода» металлов-защитников, а их на поверхности отнюдь не килограммы.
  • Пользуйтесь услугами квалифицированных кузовных сервисов, ведь правильное восстановление поверхности требует очень аккуратной и чистой работы, с полным пониманием происходящих процессов. А предложения просто закрасить всё слоем краски потолще обязательно приведут вас в кузовной цех еще раз, причем с куда более серьезными повреждениями металла.
  • <a href=»http://polldaddy.com/poll/8389175/»>Приходилось ли бороться с ржавчиной на кузове?</a>


    Коррозия металлов, как известно, приносит много бед. Уж не вам ли, уважаемые автовладельцы, объяснять, чем она грозит: дай ей волю, так от машины одни покрышки останутся. Поэтому, чем раньше начнется борьба с этим бедствием, тем дольше проживет автомобильный кузов.

    Чтобы быть успешными в борьбе с коррозией, необходимо выяснить, что же это за «зверь» и понять причины ее возникновения.

    Сегодня вы узнаете

    Есть ли надежда?

    Ущерб, наносимый человечеству коррозией, колоссален. По разным данным коррозия «съедает» от 10 до 25% мировой добычи железа. Превращаясь в бурый порошок, оно безвозвратно рассеивается по белому свету, в результате чего не только мы, но и наши потомки остаемся без этого ценнейшего конструкционного материала.

    Но беда не только в том, что теряется металл как таковой, нет — разрушаются мосты, машины, крыши, памятники архитектуры. Коррозия не щадит ничего.

    Неизлечимо больна та же Эйфелева башня — символ Парижа. Изготовленная из обычной стали, она неизбежно ржавеет и разрушается. Башню приходится красить каждые 7 лет, отчего ее масса каждый раз увеличивается на 60-70 тонн.

    К сожалению, полностью предотвратить коррозию металлов невозможно. Ну, разве что полностью изолировать металл от окружающей среды, например поместить в вакуум. 🙂 Но какой прок от таких «консервированных» деталей? Металл должен «работать». Поэтому единственным способом защиты от коррозии является поиск путей ее замедления.

    В незапамятные времена для этого применяли жир, масла, позднее начали покрывать железо другими металлами. Прежде всего, легкоплавким оловом. В трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) и римского ученого Плиния-старшего уже есть упоминания о применении олова для защиты железа от коррозии.

    Интересный случай произошел в 1965 году на Международном симпозиуме по борьбе с коррозией. Некий индийский ученый рассказал об обществе по борьбе с коррозией, которое существует около 1600 лет и членом которого он является. Так вот, полторы тысячи лет назад это общество принимало участие в постройке храмов Солнца на побережье у Конарака. И несмотря на то, что эти храмы некоторое время были затоплены морем, железные балки прекрасно сохранились. Так что и в те далекие времена люди знали толк в борьбе с коррозией. Значит, не все так безнадежно.

    Что такое коррозия?

    Слово «коррозия» происходит от латинского «corrodo – грызу». Встречаются ссылки и на позднелатинское «corrosio – разъедание». Но так или иначе:

    Коррозия – это процесс разрушения металла в результате химического и электрохимического взаимодействия с окружающей средой.

    Хотя коррозию чаще всего связывают с металлами, ей также подвергаются бетон, камень, керамика, дерево, пластмассы. Применительно к полимерным материалам, правда, чаще используется термин деструкция или старение.

    Коррозия и ржавчина — не одно и то же

    В определении коррозии абзацем выше не зря выделено слово «процесс». Дело в том, коррозию частенько отождествляют с термином «ржавчина». Однако это не синонимы. Коррозия — это именно процесс, в то время как ржавчина — один из результатов этого процесса.

    Также стоит отметить, что ржавчина — продукт коррозии исключительно железа и его сплавов (таких как сталь или чугун). Поэтому, когда говорим «ржавеет сталь», мы подразумеваем, что ржавеет железо в ее составе.

    Если ржавчина относится только к железу, значит другие металлы не ржавеют? Не ржавеют, но это не значит, что они не корродируют. Просто продукты коррозии у них другие.

    Например, медь, корродируя, покрывается красивым по цвету зеленоватым налетом (патиной). Серебро на воздухе тускнеет — это на его поверхности образуется налет сульфида, чья тонкая пленка придает металлу характерную розоватую окраску.

    Патина — продукт коррозии меди и ее сплавов

    Механизм протекания коррозионных процессов

    Разнообразие условий и сред, в которых протекают коррозионные процессы, очень широко, поэтому сложно дать единую и всеобъемлющую классификацию встречающихся случаев коррозии. Но не смотря на это, все коррозионные процессы имеют не только общий результат — разрушение металла, но и единую химическую сущность — окисление.

    Упрощенно окисление можно назвать процессом обмена веществ электронами. Когда одно вещество окисляется (отдает электроны), другое, наоборот, восстанавливается (получает электроны).

    Например, в реакции…

    … атом цинка теряет два электрона (окисляется), а молекула хлора присоединяет их (восстанавливается).

    Частицы, которые отдают электроны и окисляются, называются восстановителями , а частицы, которые принимают электроны и восстанавливаются, называются окислителями . Два этих процесса (окисление и восстановление) взаимосвязаны и всегда протекают одновременно.

    Такие вот реакции, которые в химии называются окислительно-восстановительными, лежат в основе любого коррозионного процесса.

    Естественно, склонность к окислению у разных металлов неодинакова. Чтобы понять, у каких она больше, а у каких меньше, вспомним школьный курс химии. Было там такое понятие как электрохимический ряд напряжений (активности) металлов, в котором все металлы расположены слева направо в порядке повышения «благородности».

    Так вот, металлы, расположенные в ряду левее, более склонны к отдаче электронов (а значит и к окислению), чем металлы, стоящие правее. Например, железо (Fe) больше подвержено окислению, чем более благородная медь (Cu). Отдельные металлы (например, золото), могут отдавать электроны только при определенных экстремальных условиях.

    К ряду активности вернемся немного позднее, а сейчас поговорим об основных видах коррозии.

    Виды коррозии

    Как уже говорилось, критериев классификация коррозионных процессов существует множество. Так, различают коррозию по виду распространения (сплошная, местная), по типу коррозионной среды (газовая, атмосферная, жидкостная, почвенная), по характеру механических воздействий (коррозионное растрескивание, явление Фреттинга, кавитационная коррозия) и так далее.

    Но основным способом классификации коррозии, позволяющим наиболее полно объяснить все тонкости этого коварного процесса, является классификация по механизму протекания.

    По этому критерию различают два вида коррозии:

    • химическую
    • электрохимическую

    Химическая коррозия

    Химическая коррозия отличается от электрохимической тем, что протекает в средах, не проводящих электрический ток. Поэтому при такой коррозии разрушение металла не сопровождается возникновением электрического тока в системе. Это обычное окислительно-восстановительное взаимодействие металла с окружающей средой.

    Наиболее типичным примером химической коррозии является газовая коррозия. Газовую коррозию еще называют высокотемпературной, поскольку обычно она протекает при повышенных температурах, когда возможность конденсации влаги на поверхности металла полностью исключена. К такому виду коррозии можно отнести, например, коррозию элементов электронагревателей или сопел ракетных двигателей.

    Скорость химической коррозии зависит от температуры — при ее повышении коррозия ускоряется. Из-за этого, например, в процессе производства металлического проката, во все стороны от раскаленной массы разлетаются огненные брызги. Это с поверхности металла скалываются частички окалины.

    Окалина — типичный продукт химической коррозии, — оксид, возникающий в результате взаимодействия раскаленного металла с кислородом воздуха.

    Помимо кислорода и другие газы могут обладать сильными агрессивными свойствами по отношению к металлам. К таким газам относятся диоксид серы, фтор, хлор, сероводород. Так, например, алюминий и его сплавы, а также стали с высоким содержанием хрома (нержавеющие стали) устойчивы в атмосфере, которая содержит в качестве основного агрессивного агента кислород. Но картина кардинально меняется, если в атмосфере присутствует хлор.

    В документации к некоторым антикоррозионным препаратам химическую коррозию иногда называют «сухой», а электрохимическую — «мокрой». Однако химическая коррозия может протекать и в жидкостях. Только в отличие от электрохимической коррозии эти жидкости — неэлектролиты (т.е. не проводящие электрический ток, например спирт, бензол, бензин, керосин).

    Примером такой коррозии является коррозия железных деталей двигателя автомобиля. Присутствующая в бензине в качестве примесей сера взаимодействует с поверхностью детали, образуя сульфид железа. Сульфид железа очень хрупок и легко отслаивается, освобождая свежую поверхность для дальнейшего взаимодействия с серой. И так, слой за слоем, деталь постепенно разрушается.

    Электрохимическая коррозия

    Если химическая коррозия представляет собой не что иное, как простое окисление металла, то электрохимическая — это разрушение за счет гальванических процессов.

    В отличие от химической, электрохимическая коррозия протекает в средах с хорошей электропроводностью и сопровождается возникновением тока. Для «запуска» электрохимической коррозии необходимы два условия: гальваническая пара и электролит .

    В роли электролита выступает влага на поверхности металла (конденсат, дождевая вода и т.д.). Что такое гальваническая пара? Чтобы понять это, вернемся к ряду активности металлов.

    Смотрим. Cлева расположены более активные металлы, справа — менее активные.

    Если в контакт вступают два металла с различной активностью, они образуют гальваническую пару, и в присутствии электролита между ними возникает поток электронов, перетекающих от анодных участков к катодным. При этом более активный металл, являющийся анодом гальванопары, начинает корродировать, в то время как менее активный коррозии не подвергается.

    Схема гальванического элемента

    Для наглядности рассмотрим несколько простых примеров.

    Допустим, стальной болт закреплен медной гайкой. Что будет корродировать, железо или медь? Смотрим в ряд активности. Железо более активно (стоит левее), а значит именно оно будет разрушаться в месте соединения.

    Стальной болт — медная гайка (корродирует сталь)

    А если гайка алюминиевая? Снова смотрим в ряд активности. Здесь картина меняется: уже алюминий (Al), как более активный металл, будет терять электроны и разрушаться.

    Таким образом, контакт более активного «левого» металла с менее активным «правым» усиливает коррозию первого.

    В качестве примера электрохимической коррозии можно привести случаи разрушения и затопления кораблей, железная обшивка которых была скреплена медными заклепками. Также примечателен случай, который произошел в декабре 1967 года с норвежским рудовозом «Анатина», следовавшим из Кипра в Осаку. В Тихом океане на судно налетел тайфун и трюмы заполнились соленой водой, в результате чего возникла большая гальваническая пара: медный концентрат + стальной корпус судна. Через некоторое время стальной корпус судна начал размягчаться и оно вскоре подало сигнал бедствия. К счастью, экипаж был спасен подоспевшим немецким судном, а сама «Анатина» кое-как добралась до порта.

    Олово и цинк. «Опасные» и «безопасные покрытия

    Возьмем еще пример. Допустим, кузовная панель покрыта оловом. Олово — очень стойкий к коррозии металл, кроме того, оно создает пассивный защитный слой, ограждая железо от взаимодействия с внешней средой. Значит, железо под слоем олова находится в целости и сохранности? Да, но только до тех пор, пока слой олова не получит повреждение.

    А коль уж такое случается, между оловом и железом тут же возникает гальваническая пара, и железо, являющееся более активным металлом, под воздействием гальванического тока начнет корродировать.

    Кстати, в народе до сих пор ходят легенды о якобы «вечных» луженых кузовах «Победы». Корни этой легенды таковы: ремонтируя аварийные машины, мастера использовали паяльные лампы для нагрева. И вдруг, ни с того ни с сего, из-под пламени горелки начинает «рекой» литься олово! Отсюда и пошла молва, что кузов «Победы» был полностью облужен.

    На самом деле все гораздо прозаичнее. Штамповая оснастка тех лет была несовершенной, поэтому поверхности деталей получались неровными. Вдобавок тогдашние стали не годились для глубокой вытяжки, и образование морщин при штамповке стало обычным делом. Сваренный, но еще не окрашенный кузов приходилось долго готовить. Выпуклости сглаживали наждачными кругами, а вмятины заполняли оловяным припоем, особенно много которого было вблизи рамки ветрового стекла. Только и всего.

    Ну, а так ли «вечен» луженый кузов, вы уже знаете: он вечен до первого хорошего удара острым камешком. А их на наших дорогах более чем достаточно.

    А вот с цинком картина совсем иная. Здесь, по сути, мы бьем электрохимическую коррозию ее же оружием. Защищающий металл (цинк) в ряду напряжений стоит левее железа. А значит при повреждении будет разрушаться уже не сталь, а цинк. И только после того, как прокорродирует весь цинк, начнет разрушаться железо. Но, к счастью, корродирует он очень и очень медленно, сохраняя сталь на долгие годы.

    а) Коррозия луженой стали: при повреждении покрытия разрушается сталь. б) Коррозия оцинкованной стали: при повреждении покрытия разрушается цинк, защищая от коррозии сталь.

    Покрытия, выполненные из более активных металлов называются «безопасными », а из менее активных - «опасными ». Безопасные покрытия, в частности оцинковка, давно и успешно применяются как способ защиты от коррозии автомобильных кузовов.

    Почему именно цинк? Ведь помимо цинка в ряду активности относительно железа более активными являются еще несколько элементов. Здесь подвох вот в чем: чем дальше в ряду активности находятся друг от друга два металла, тем быстрее разрушение более активного (менее благородного) . А это, соответственно, сокращает долговечность антикоррозионной защиты. Так что для автомобильных кузовов, где помимо хорошей защиты металла важно достичь и продолжительного срока действия этой защиты, оцинковка подходит как нельзя лучше. Тем более, что цинк доступен и недорог.

    Кстати, а что будет, если покрыть кузов, например, золотом? Во-первых, будет ох как дорого! 🙂 Но даже если золото стало бы самым дешевым металлом, такого делать нельзя, поскольку оно окажет нашей «железке» плохую услугу.

    Золото ведь стоит очень далеко от железа в ряду активности (дальше всего), и при малейшей царапине железо вскоре превратится в груду ржавчины, покрытую золотой пленкой.

    Автомобильный кузов подвергается воздействию как химической, так электрохимической коррозии. Но главная роль все же отводится электрохимическим процессам.

    Ведь, чего греха таить, гальванических пар в автомобильном кузове воз и маленькая тележка: это и сварные швы, и контакты разнородных металлов, и посторонние включения в листовом прокате. Не хватает только электролита, чтобы «включить» эти гальванические элементы.

    А электролит тоже найти легко — хотя бы влага, содержащаяся в атмосфере.

    Кроме того, в реальных условиях эксплуатации оба вида коррозии усиливаются множеством других факторов. Поговорим о главных из них поподробнее.

    Факторы, влияющие на коррозию автомобильного кузова

    Металл: химический состав и структура

    Конечно, если бы автомобильные кузова изготавливались из технически чистого железа, их коррозионная стойкость была бы безупречной. Но к сожалению, а может быть и к счастью, это невозможно. Во-первых, такое железо для автомобиля слишком дорого, во-вторых (что важнее) — недостаточно прочно.

    Впрочем, не будем о высоких идеалах, а вернемся к тому, что имеем. Возьмем, к примеру, сталь марки 08КП, широко применяемую в России для штамповки кузовных элементов. При изучении под микроскопом эта сталь представляет собой следующее: мелкие зерна чистого железа перемешаны с зернами карбида железа и другими включениями.

    Как вы уже догадались, подобная структура порождает множество микрогальванических элементов, и как только в системе появится электролит, коррозия потихоньку начнет свою разрушительную деятельность.

    Интересно, что процесс коррозии железа ускоряется под действием серосодержащих примесей. Обычно она попадает в железо из каменного угля при доменной выплавке из руд. Кстати, в далеком прошлом для этой цели использовался не каменный, а древесный уголь, практически не содержащий серы.

    В том числе и по этой причине некоторые металлические предметы древности за свою многовековую историю практически не пострадали от коррозии. Взгляните, к примеру, на эту железную колонну, которая находится во дворе минарета Кутуб-Минар в Дели.

    Она стоит уже 1600 (!) лет, и хоть бы что. Наряду с низкой влажностью воздуха в Дели, одной из причин такой поразительной коррозионной стойкости индийского железа является, как раз-таки, низкое содержание в металле серы.

    Так что в рассуждениях на манер «раньше металл был чище и кузов долго не ржавел», все-таки есть доля правды, и немалая.

    Кстати, почему же тогда не ржавеют нержавеющие стали? А потому, что хром и никель, используемые в качестве легирующих компонентов этих сталей, стоят в электрохимическом ряду напряжений рядом с железом. Кроме того, при контакте с агрессивной средой они образуют на поверхности прочную оксидную пленку, предохраняющую сталь от дальнейшего корродирования.

    Хромоникелевая сталь — наиболее типичная нержавейка, но кроме нее есть и другие марки нержавеющих сталей. Например, легкие нержавеющие сплавы могут включать алюминий или титан. Если вы были во Всероссийском выставочном центре, вы наверняка видели перед входом обелиск «Покорителям космоса». Он облицован пластинками из титанового сплава и на его блестящей поверхности нет ни единого пятнышка ржавчины.

    Заводские кузовные технологии

    Толщина листовой стали, из которой изготавливаются кузовные детали современного легкового автомобиля, составляет, как правило, менее 1 мм. А в некоторых местах кузова эта толщина — и того меньше.

    Особенностью процесса штамповки кузовных панелей, да и вообще, любой пластической деформации металла, является возникновение в ходе деформации нежелательных остаточных напряжений. Эти напряжения незначительны, если шпамповочное оборудование не изношено, и скорости деформирования настроены правильно.

    В противном случае в кузовную панель закладывается этакая «часовая бомба»: порядок расположения атомов в кристаллических зернах меняется, поэтому металл в состоянии механического напряжения корродирует интенсивнее, чем в нормальном состоянии. И, что характерно, разрушение металла происходит именно на деформированных участках (изгибах, отверстиях), играющих роль анода.

    Кроме того, при сварке и сборке кузова на заводе в нем образуется множество щелей, нахлестов и полостей, в которых скапливается грязь и влага. Не говоря уже о сварных швах, образующих с основным металлом все те же гальванические пары.

    Влияние окружающей среды при эксплуатации

    Среда, в которой эксплуатируются металлические конструкции, в том числе и автомобили, с каждым годом становится все более агрессивной. В последние десятилетия в атмосфере повысилось содержание сернистого газа, оксидов азота и углерода. А значит, автомобили омываются уже не просто водичкой, а кислотными дождями.

    Коль уж зашла речь о кислотных дождях, вернемся еще раз к электрохимическому ряду напряжений. Наблюдательный читатель подметил, что в него включен также и водород. Резонный вопрос: зачем? А вот зачем: его положение показывает, какие металлы вытесняют водород из растворов кислот, а какие — нет. Например, железо расположено левее водорода, а значит вытесняет его из растворов кислот, в то время как медь, стоящая правее, на подобный подвиг уже не способна.

    Отсюда следует, что кислотные дожди для железа опасны, а для чистой меди — нет. А вот о бронзе и других сплавах на основе меди этого сказать нельзя: они содержат алюминий, олово и другие металлы, находящиеся в ряду левее водорода.

    Замечено и доказано, что в условиях большого города кузова живут меньше. В этой связи показательны данные Шведского института коррозии (ШИК), установившего, что:

    • в сельской местности Швеции скорость разрушения стали составляет 8 мкм в год, цинка — 0,8 мкм в год;
    • для города эти цифры составляют 30 и 5 мкм в год соответственно.

    Немаловажны и климатические условия, в которых эксплуатируется автомобиль. Так, в условиях морского климата коррозия активизируется примерно в два раза.

    Влажность и температура

    Насколько велико влияние влажности на коррозию мы можем понять на примере ранее упомянутой железной колонны в Дели (вспомним сухость воздуха, как одну из причин ее коррозионной стойкости).

    Поговаривают, что один иностранец решил раскрыть тайну этого нержавеющего железа и каким-то образом отколол небольшой кусочек от колонны. Каково же было его удивление, когда еще на корабле по пути из Индии этот кусочек покрылся ржавчиной. Оказывается, на влажном морском воздухе нержавеющее индийское железо оказалось не таким уж и нержавеющим. Кроме того, аналогичную колонну из Конарака, расположенного поблизости моря, коррозия поразила очень сильно.

    Скорость коррозии при относительной влажности до 65% сравнительно невелика, но когда влажность возрастает выше указанного значения — коррозия резко ускоряется, поскольку при такой влажности на металлической поверхности образуется слой влаги. И чем дольше поверхность остается влажной, тем быстрее распространяется коррозия.

    Вот почему основные очаги коррозии всегда обнаруживаются в скрытых полостях кузова: cохнут-то они гораздо медленнее открытых частей. Как результат — в них образуются застойные зоны, — настоящий рай для коррозии.

    Кстати, применение химических реагентов для борьбы с гололедом коррозии тоже на руку. Вперемешку с подтаявшими снегом и льдом антигололедные соли образуют очень сильный электролит, способный проникнуть куда угодно, в том числе и в скрытые полости.

    Что касается температуры, то мы уже знаем, что ее повышение активизирует коррозию. По этой причине вблизи выхлопной системы следов коррозии всегда будет больше.

    Доступ воздуха

    Интересная все-таки вещь эта коррозия. Насколько интересна, настолько же и коварна. К примеру, не удивляйтесь, что блестящий стальной трос, с виду абсолютно не тронутый коррозией, внутри может оказаться проржавевшим. Так происходит из-за неравномерного доступа воздуха: в тех местах, где он затруднен, угроза коррозии больше. В теории коррозии это явление называется дифференциальной аэрацией.

    Принцип дифференциальной аэрации: неравномерный доступ воздуха к разным участкам металлической поверхности приводит к образованию гальванического элемента. При этом участок, интенсивно снабжаемый кислородом, остается невредимым, а участок хуже снабжаемый им, корродирует.

    Яркий пример: капля воды, попавшая на поверхность металла. Участок, находящийся под каплей и потому хуже снабжаемый кислородом, играет роль анода. Металл на этом участке окисляется, а роль катода выполняют края капли, более доступные влиянию кислорода. В результате на краях капли начинает осаждаться гидроксид железа — продукт взаимодействия железа, кислорода и влаги.

    Кстати, гидроксид железа (Fe 2 O 3 ·nH 2 O) и является тем, что мы называем ржавчиной. Поверхность ржавчины, в отличие от патины на медной поверхности или оксидной пленки алюминия, не защищает железо от дальнейшего корродирования. Изначально ржавчина имеет структуру геля, но затем постепенно происходит ее кристаллизация.

    Кристаллизация начинается внутри слоя ржавчины, при этом внешняя оболочка геля, который в сухом состоянии очень рыхлый и хрупкий, отслаивается, и воздействию подвергается следующий слой железа. И так до тех пор, пока все железо не будет уничтожено или в системе не закончится весь кислород с водой.

    Возвращаясь к принципу дифференциальной аэрации, можно представить, сколько существует возможностей для развития коррозии в скрытых, плохо проветриваемых участках кузова.

    Ржавеют… все!

    Как говорится, статистика знает все. Ранее мы упоминали о таком известном центре борьбы с коррозией, как Шведский институт коррозии (ШИК) — одной из наиболее авторитетных организаций в данной области.

    Раз в несколько лет ученые института проводят интересное исследование: берут кузова хорошо потрудившихся автомобилей, вырезают из них наиболее полюбившиеся коррозии «фрагменты» (участки порогов, колесных арок, кромок дверей и т.д.) и оценивают степень их коррозионного поражения.

    Важно отметить, что среди исследуемых кузовов есть как защищенные (оцинковкой и/или антикором), так и кузова без какой либо дополнительной антикоррозионной защиты (просто окрашенные детали).

    Так вот, ШИК утверждает, что наилучшей защитой автомобильного кузова является лишь сочетание «цинк плюс антикор». А вот все остальные варианты, включая «просто оцинковку» или «просто антикор», по словам ученых — плохи.

    Оцинковка — не панацея

    Сторонники отказа от дополнительной антикоррозионной обработки часто ссылаются на заводскую оцинковку: с ней, мол, никакая коррозия автомобилю не грозит. Но, как показали шведские ученые, это не совсем так.

    Действительно, цинк может служить в качестве самостоятельной защиты, но только на ровных и плавных поверхностях, к тому же не подверженных механическим атакам. А на кромках, краях, стыках, а также местах, регулярно подвергающихся «обстрелу» песком и камнями, оцинковка перед коррозией пасует.

    К тому же, далеко не у всех автомобилей кузова оцинкованы полностью. Чаще всего цинком покрыто лишь несколько панелей.

    Ну и не нужно забывать, что цинк хоть и защищает сталь, но в процессе защиты неизбежно расходуется сам. Поэтому толщина цинкового «щита» со временем будет постепенно снижаться.

    Так что легенды о долгожительстве оцинкованных кузовов правдивы лишь в тех случаях, когда цинк становится частью общего барьера, дополнением к регулярной дополнительной антикоррозионной обработке кузова.

    Пора заканчивать, но на этом тема коррозии далеко не исчерпана. О борьбе с ней мы продолжим говорить в следующих статьях рубрики «Антикоррозионная защита».