Е. Баратынский, как и другие служители пера его эпохи, пытался показать божественное начало поэтического творчества. Его мысли воплотились в строках «Музы». Это стихотворение изучают в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Муза» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение появилось в 1829 г., впервые его напечатали в 1835 г. на страницах «Современника».

Тема стихотворения – муза, вдохновляющая своей простотой.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-описание музы. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество музы - ее величавую простоту.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.

Метафоры «не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен бывает мельком свет» .

Эпитеты «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

История создания

Анализируемое произведение Е. Баратынский написал в 1829 г. К этому времени поэт уже успел опубликовать три поэмы и выпустить поэтический сборник. Творческие достижения подтолкнули его к размышлениям над сущностью поэтического творчества. В эпоху Баратынского в русской литературе появилось множество стихотворений, посвященных музе. Евгений Абрамович тоже верил в божественное начало поэзии, однако его муза отличается от «вдохновительниц» других поэтов.

Поэты-современники Баратынского создавали образы богинь искусства под впечатлением от красоты любимых женщин. Исследователи творчества Евгения Абрамовича утверждают, что его муза - прообраз душевных порывов, а не женщины. Хотя можно провести параллель между музой и женой поэта. Известно, что его супруга Анастасия не отличалась красотой, но обладала незаурядным умом и хорошим вкусом.

Стихотворение впервые увидело мир лишь спустя 6 лет после написания. В 1835 г. его напечатали в «Современнике».

Тема

В стихотворении поэт раскрыл тему музы, дарующей вдохновение. В контексте нее развивается мотив божественного начала поэтического искусства. Главная тема определила систему образов произведения: лирический герой, муза и общество (свет). Последнее является второстепенным героем.

Уже в первых стихах лирический герой заявляет, что его муза совсем не красавица. Она не влюбляет в себя юношей, не кокетничает и не поражает филигранными речами. Однако, видно, что герой любит свою вдохновительницу. Что же его привлекает?

Дело в том, что его муза «мельком» поражает выражением лица, которое выделяется из ряда других выражений. Прелести ее речам придает простота и спокойствие. Эти качества заслуживают похвалу общества. Лирический герой уверен, что его музу не осудят.

В произведении Е. Баратынский реализовал идею о том, что суть поэтического творчества в простоте и мыслях, которые заставляют читателя задуматься над вечными вопросами.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог лирического героя. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество Музы - ее величавую простоту. На строфы текст также не делится.

Жанр

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и создать образ музы. В тексте есть метафоры - «не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен бывает мельком свет» ; эпитеты - «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала» .

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 91.

Николай Некрасов - это человек, значение которого трудно недооценить. Русская литература и общественная мысль выглядят совершенно по-разному, если посмотреть на них с двух временных точек, определяющих даты его прихода и ухода из них. Анализ стихотворения "Муза" даёт нам ключ к более глубокому пониманию творчества этого автора.

Поэт и гражданин

Творчество Николая Алексеевича Некрасова открыло новую эпоху в развитии русской литературы девятнадцатого века. Некрасов обозначил целый ряд смысловых направлений, которых до него просто не было. Поэт был одним из первых, кто смог обратить внимание своего читателя в сторону простого русского труженика. Его поэзия проникнута ярким гражданским чувством. Для более глубокого понимания творческого метода поэта лучше всего проанализировать некоторые его произведения, которые принято считать ключевыми. К таковым, безусловно, относится стих Некрасова "Муза", датированный 1852 годом. В определённом смысле он является программным. В этом раннем произведении впервые обозначены образы и смыслы, которые пройдут через всё последующее творчество поэта.

Анализ стихотворения Некрасова "Муза"

В этом пространном тексте поэт размышляет об и творчества. Здесь явственно обозначены два противоположных начала, к которым тяготеет вдохновение поэта - устремление в заоблачные выси и сострадание простым скромным людям, которые далеки от небесных сфер. И лирический герой стихотворения от имени поэта делает свой окончательный выбор в пользу тех, кто нуждается в его песнях на земле. Образ Музы Некрасова предстаёт в его стихотворении в виде "... вечно плачущей и непонятной девы". Вдохновляемый ею поэт безраздельно окунается в водоворот и кипение земных страстей. Он находит своё призвание в том, чтобы в первую очередь быть услышанным земными людьми, а не заоблачными ангелами. Взгляд сквозь эту аллегорию на всё последующее творчество поэта полностью подтверждает сделанный им в молодости выбор.

Сквозь годы трудов лишений

Взыскательный анализ стихотворения Некрасова "Муза" позволяет сделать вывод о том, что произведение это было достаточно традиционно по форме и излишне претенциозно по содержанию. Но подобный вывод будет безосновательным. При всей наивности своих поэтических деклараций верность им Некрасов пронёс через всю свою жизнь. А была она весьма нелёгкой. Путь к достатку и известности лежал через долгие годы упорного труда и существования на грани нищеты. На протяжении многих лет поэт ничем особенным не выделялся на фоне тех людей, которым были адресованы его стихи. Собственно, всю эту земную круговерть и изобразил в своём раннем стихотворении "Муза" Некрасов. Анализ текста этого произведения позволяет понять, из каких источников черпал он своё вдохновение. Поэт признаёт над собой власть только одной музы - "Печальной спутницы печальных бедняков, рождённых для труда, страданья и оков". Следует понимать, что такой выбор был достаточно необычным и даже вызывающим. Он противоречил общепринятому мнению об элитарном назначении поэтического творчества.

Стилистические особенности новой поэзии

Анализ стихотворения Некрасова "Муза" свидетельствует о нравственном и эстетическом выборе, который сделал поэт. Уже в этом произведении отчётливо обозначен круг образов и тем, которым автор намерен посвятить всё своё будущее творчество. При этом само стихотворение написано достаточно традиционным языком. Но дело здесь в том, что дальнейшее движение в выбранном направлении требовало новых выразительных возможностей. Бессмысленно было писать о крепостных крестьянах языком салонной поэзии. И Николай Некрасов оказался на высоте выбранной миссии. Он ввёл в русскую литературу целые лексические пласты, которых до него в литературном русском языке практически не было. Образная поэтическая система Николая Некрасова оказалась ярко индивидуальной. Его неповторимый стиль породил множество последователей и подражателей.

Певец трудового народа

Поэт Николай Алексеевич Некрасов вывел в своём творчестве такую галерею образов, появление которых ещё совсем недавно невозможно было представить. Крепостные крестьяне если и появлялись на страницах литературных произведений, то лишь в виде персонажей второго и третьего плана. Для многих это оказалось неожиданностью, но на авансцене русской литературы оказались простые труженики-землепашцы, крестьяне "от сохи". Просвещённая аристократическая публика познакомилась с миром русского простонародья. Это было, без преувеличения, поэтическим открытием. Его совершил сохраняющий верность своим эстетическим принципам, обозначенным когда-то в стихотворении "Муза", Некрасов. Анализ последующего литературного процесса показывает, что открытый им взгляд на мир оказался для русского искусства магистральным. Поэт создал целое направление. Не только литературную школу, обращённую лицом к повседневному существованию простого народа, но и новое направление в общественной мысли и публицистике.

Путь к свободе

Анализ стихотворения Некрасова "Муза" после его написания свидетельствовал только о выбранном поэтом направлении в развитии своего творчества. Но он и близко не мог предполагать того общественного резонанса, который способно вызвать поэтическое творчество. Своей поэзией Николай Некрасов разбудил в обществе силы, которые, как и его самого, не устраивал существующий порядок вещей. Разумеется, он был не одинок в своих стремлениях. Мощный подъём российского общественного движения привёл к радикальным изменениям в сложившихся веками устоях российского общества. Под сильным давлением снизу в 1861 году был отменён такой средневековый пережиток, как крепостное право. Это было грандиозным событием русской истории, но, по свидетельствованиям самого поэта, не принесло народу ожидаемого счастья и всеобщего процветания. Но всё последующее движение общественной мысли вдохновлялось, помимо прочего, поэзией Некрасова и его последователей. Преданными поклонниками и читателями поэта были практически все русские революционеры и прогрессивные общественные деятели.

Это стихотворение Н. Некрасов написал в 1877 году, в последние годы своей жизни. Данное произведение - одно из последних поэта. В нем лирический герой Н. Некрасова обращается к своей так называемой Музе. Через монолог с ней он как бы составляет завещание. Завещание последних идей и мыслей.

Стихотворение написано в жанре элегии, т.к. проникнуто настроением траура. Оно передает глубокие личные переживания автора. Стихотворение несет в себе то же амплуа, что и стихотворение А. Пушкина «Памятник».

Главная тема стихотворения - тема поэта и поэзии. Муза - это метафора творчества поэта. Н. Некрасов хочет, чтобы его Муза (его творчество) была признана русским народом. Он считает свою лиру народной и говорит, что его Муза «не даст порваться живому кровному союзу», союзу с народом.

Лирический герой ведет диалог со своей Музой и говорит ей, что их ждёт в будущем. Весь диалог происходит непрерывно, как будто лирический герой пытается закончить свою мысль как можно скорее и не растягивать её. Он спешит перед смертью.

Звучание стихотворения можно считать минорным. Все стихотворение пронизывают скорбящие ноты. Несмотря на то, что стихотворение читается достаточно звучно и громко, чему служит большое количество восклицательных предложений, оно передает грустный мотив уходящей жизни.

Лирический герой - это субъект, который имеет отвлеченный и обобщенный взгляд на мир. Мы можем только сравнивать лирического героя и самого Н. А. Некрасова с друг другом. Как лирический герой пишет свое завещание перед «дверью гроба», разговаривая с Музой, так и Н. Некрасов после написания своего стихотворения умирает. Вероятнее всего Н. Некрасов отождествлял себя со своим лирическим героем.

Муза, молчаливая собеседница лирического героя. Лирический герой говоит ей: «Не плачь! Завиден жребий наш». Читатель понимает, что Муза чувствует переживания по поводу судьбы героя.

Поэт использует четырехстопный ямб, рифма опоясывающая с чередованием мужских и женских рифм. Такой ритм придает музыкальности произведению.

Основная идея стихотворения - подведение жизненных итогов поэта. Н. Некрасов написал достойную эпитафию своему творчеству.

Для нас, потомков Н. Некрасова, это стихотворение не просто заросшая щетинником надпись на могильной плите, не просто предсмертная записка. Для нас «О Муза! Я у двери гроба!» - это бессмертный памятник трудам и поныне великого поэта, который никогда не зарастет сорняками, так как его Муза все ещё «не дает порваться живому, кровному союзу меж нами, честными сердцами»…

Чтобы скачать материал или !

Некрасов дает оценку своему собственному творчеству, поэтому в 1852 году он пишет стихотворение «Муза», здесь он старается пояснить, что именно вдохновляет его на создание великих произведений. Здесь с первых строчек автор показывает читателю, что на самом деле его вдохновляют ни барышни, которые могут заставить сердце биться чаще и толкать на настоящие подвиги. Автор говорит о том, что у него было достаточно несчастливое детство, он даже вынужден был сбежать от отца, который обладал тираническим характером. Но даже в поздние годы «Любовь и муза» к поэту не явились, как бы он этого не желал.

Автора постоянно преследовала совершенно другая муза, которая была достаточно жестокой и неласковой. Для нее единственными благами являются материальные средства, которые могут хоть как-то исправить существующее положение. Все произведения Некрасова пропитаны подобным смыслом, он не может ни на мгновение забыть о том, что происходит в трущобах Петербурга, небольших русских поселениях, которые похожи между собой как братья-близнецы, живущие в нищете.

Поэт рассказывает о том, что именно муза показала ему чувство ненависти и ничтожества, теперь о не помнит о своих юношеских мечтах, которые были прекрасными и честолюбивыми. Муза поет ему разгульные песни, вкладывая их в уста мужчин, которые злоупотребили алкогольными напитками. А иногда она приходила с мрачным весельем, чтобы развеселить автора и дать ему вдохновение.

Но такие приходы были редкими и короткими, а после муза просила простить всех врагов. Некрасов с самого детства был близко знаком с таким понятием, как славянская покорность, которая проявлялась буквально во всем. Она частично и становится ключевым аспектом в его творчестве и часто упоминается в различных произведениях.

Он не понимает, почему его муза должна быть такой, частично обезображенной, вынужденной жить в полнейшей нищете и беспокойстве о завтрашнем дне, почему ей приходиться сражаться за каждый день своего существования, но в тоже время живет она достаточно покорно, не может противиться судьбе и просто ждет, что в один благополучный момент все измениться.

Именно такая муза регулярно посещает Некрасова, он не понимает, где найти настоящую влюбленность, чтобы писать красивые и возвышенные стихи, поэтому пишет о нелегкой доле русского народа, в окружении которого он живет и наблюдает за страданиями простого человека.

Вариант 2

Стихотворение относится к гражданской лирике поэта и по композиционной структуре представляется собой три строфы, отличающихся отсутствием пробелов и неотделимостью друг от друга, что наполняет произведение ощущением непрерывности монолога, в котором лирический герой стремится высказать все свои душевные переживания и терзающие мысли.

Условно произведение разделяется на три смысловые части, первая из которых является аллегорическим изображением творческой жизни поэта, вторая описывает источник, вдохновивший его на создание поэтических произведений, а в третьей поэт раскрывает сущность собственной музы.

В качестве стихосложения поэт использует четырехстопный ямб в сочетании с чередующимися женскими и мужскими рифмами и кольцевой рифмовкой.

Среди художественных приемов, являющихся средствами литературного выражения и используемых в стихотворении, автор применяет множество различных эпитетов, дающих метафорические характеристики образу музы, среди которых наиболее яркими являются бледный, кровный, живой. Тем самым поэт подчеркивает тесную взаимосвязь собственного вдохновения, навеянного музой, с близостью к русскому народу и готовности терпеливо переносить все народные страдания.

Образ музы изображается поэтом в полной противоположности от традиционного понимания поэтической вдохновительницы, появляющейся, как правило, в прекрасном и легком виде. Стихотворение представляет перед читателем музы в качестве страдающего, озлобленного на несчастную судьбу существа, кричащего от невыносимой боли, которая раздирает ее душу, и изображенного в виде раненого, унижающегося, бранящегося зверя.

Данная авторская особенность в понимании поэтической музы заключается в своеобразном видении поэта, которое, описывая музу с точки зрения темной стороны, заставляет читателей представлять ее в виде далекого света, выражающегося в очищении и облагораживании, печальной спутницы печальных бедняков.

Лейтмотивом образа музы являются ее напевы, полные тоски, грусти, передающие воспоминания поэта о своей нелегкой жизни, в которой он встречается со множеством негатива, предательства, слез, нищеты, но при этом остается способным услышать иногда и разгульную песню своей вдохновительницы, являющейся для него вечной спутницей его творчества.

Повествование стихотворения описывает авторское состояние, при котором поэт вдохновляется на создании своих произведений, подчеркивая не эфемерное понятие поэтической музы в виде очаровательной барышни, а муза, порой жестокая, невежественная, необразованная, но приводящая к пониманию поэтом жизненного смысла, и, соответственно, выражающая неприкрытую красоту, заключенную в милосердии, сострадании и человечности.

Николай Некрасов был замечательным человеком и поэтом, труд его невозможно недооценить. Он положил начало развитию целой эпохи в русской литературе, которой до него просто не было, развил новое направление в поддержку простого народа. Описывая без прикрас простых рабочих людей и крепостных крестьян, смог обрести огромный успех.

У поэта есть произведения, которые помогают детально изучить его творчество. К таким стихотворениям можно отнести и стих Муза, который был написан в 1852 году.

Стихотворение «Муза» - это своеобразная оценка собственного творчества.

Муза

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
В небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Среди забав моих и отроческих дум
Мечтой неясною не волновала ум
И не явилась вдруг восторженному взору
Подругой любящей в блаженную ту пору,
Когда томительно волнуют нашу кровь
Неразделимые и Муза и Любовь…

Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков,-
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей,
Которой золото - единственный кумир…
В усладу нового пришельца в божий мир,
В убогой хижине, пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне - и полон был тоской
И вечной жалобой напев ее простой.
Случалось, не стерпев томительного горя,
Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,
Или тревожила младенческий мой сон
Разгульной песнею… Но тот же скорбный стон
Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.

Все слышалося в нем в смешении безумном:
Расчеты мелочной и грязной суеты
И юношеских лет прекрасные мечты,
Погибшая любовь, подавленные слезы,
Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать упорный бой.
Предавшись дикому и мрачному веселью,
Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: мщение! и буйным языком
На головы врагов звала господень гром!

В душе озлобленной, но любящей и нежной
Непрочен был порыв жестокости мятежной.
Слабея медленно, томительный недуг
Смирялся, утихал… и выкупалось вдруг
Все буйство дикое страстей и скорби лютой
Одной божественно-прекрасною минутой,
Когда страдалица, поникнув головой,
«Прощай врагам своим!» шептала надо мной…

Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы,
Покуда наконец обычной чередой
Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
Но с детства прочного и кровного союза
Со мною разорвать не торопилась Муза:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела -
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила…

Стихотворение «Муза»

Тема поэта и его места в поэзии, и литературе в целом, всегда наводила на раздумья лириков. В таких произведениях, как «Муза» автор размышляет о том, откуда берутся источники вдохновения для творчества. В произведении отображены два совершенно разных начала для вдохновения написания того или иного произведения. Первое, заключается в стремлении к возвышенности, вознесении каких-либо чувств и красоты. Второе, направлено на сострадание простым людям, которые вынуждены быть с рождения рабами.

В конце концов, герой, немного подумав и поразмышляв, делает верный выбор в пользу поддержки простых людей на земле. Сама же муза в стихотворении представлена как вечно страдающая и плачущая дева, которая сама не знает, чего хочет или это попросту невозможно понять. Благодаря ей воодушевлённый поэт с головой окунается в водоворот земных и небесных страстей. Автор, проходя этот путь, достигает одной цели, которая заключается в поддержке земных людей.

Такой выбор был совершенно необычный, противоречащий всем общепринятым представлениям о поэзии. Но благодаря Некрасову он не только прижился, а был понят читателем и полюбился ценителям поэзии.

Сквозь годы

Если разобрать произведение Муза более подробно, то можно сделать вывод, что сам стих был традиционный по форме и претенциозным по содержанию. Однако делать преждевременное заключение не следует.

Некрасовская муза - это не чудная красотка, летающая в облаках, не эфемерная барышня, превозносящая себя на пьедестал. Вместе со своей музой поэту пришлось поскитаться по тем трущобам бедняков, которые закалили его и выработали стойкость в характере. До того времени пока писатель не обрел известность и у него не появился достаток, Некрасов был на грани нищеты и столкнулся со многими проблемами.

Стихи, которые адресовал поэт людям, были весьма содержательными и поучительными. Сам писатель не выделялся ничем примечательным из толпы, и какое-то время не замечали. Все это изобразил поэт в своем стихотворении под названием Муза. Разобрав текст, можно сложить цепочку и узнать где брал источники вдохновения писатель. Он признает только одну муза, которая была покровительницей бедняков, которые были рождены для вечного труда. Следует отметить, что в то время данный выбор был весьма смелым решением и не пользовался популярностью у других поэтов.

Некрасов сделал выбор своей музы - «Печальной спутницы печальных бедняков».

Стилистические особенности

Анализ произведения дает понять смысл нравственности и эстетики самого писателя. Здесь весьма отчетливо показаны все образы, которые использовал писатель всю свою жизнь. Такая огромная смысловая нагрузка передана в стихе в традиционной форме. После написания стиха поэту пришлось понять, что дальнейшие его произведения нуждаются куда в более серьезных и сильных эффектах.

Николай Алексеевич, будто создал свой, особый язык, который был понятен каждому. Этот особенный, живой и цепляющий за живое слог проходит красной полосой через всё творчество поэта. Жалко, что крепостные были неграмотны и не могли оценить творчество барина, так переживающего за них.

Некрасов ввел такие образы и стилистику в своих произведениях, которых до этого не было ни в одном известном произведении. Можно сказать, сотворил революцию в русской литературе. Поэтическая система произведений писателя в то время была сугубо индивидуальной, неповторимый стиль вдохновил многих последователей.

Защитник трудового народа

Поэт Некрасов в своем творчестве изобразил неповторимый стиль и фактуру, которую до этого времени просто невозможно было представить. Никто до него не делал главными героями крепостных крестьян. Им всегда отводилась скромная роль, в лучшем случае, героя второго плана. В большей степени народ упоминался вскользь.

Поэтому при появлении произведений Николая Алексеевича у многих было ошеломляющее удивление, теперь в стихах рассказывалась о простых людях, которые пашут землю, ухаживают за скотиной, платят оброк. Теперь аристократическая публика, которая обсуждала только светские мероприятия начала узнавать про простой быт и судьбу простого народа.

Многие сразу отметили, что это является большим открытием в литературе. Писатель буквально проложил магистраль между двумя мирами. Он сделал это так умело, что был понят многими современниками, совершенно неготовыми к такому восприятию.

Некрасовские стихотворения направляли мысли общества и во многом формировали силы, которые были недовольны разделением людей на крепостных и господ. Все это привело к широкой резонансности общественности. Движение начало разрастаться с большой силой, а это привело к изменениям в российском обществе, которое веками не менялось.

Можно сказать, что Некрасов внёс свою лепту на пути к отмене крепостного права , явления, которое существовало в России со средних веков и уже давно мучало простой народ, не давая развития обществу. Люди попросту рожались рабами.

Это все стало грандиозным переворотом в России, однако, отмена крепостного права не привела все-таки к процветанию народа, он все так же страдал и умирал от непосильного труда и голода. Но начало было положено и произведения поэта вдохновили многих новых авторов, которые стали уделять огромное внимание простому народу. Многие революционеры и общественные деятели пошли именно за нашим поэтом.

Образы музы

Ещё в ранней лирике Некрасов начал говорить о себе как о поэте нового типа. Как он сам говорил он никогда не был лентяем и не любил вести разгульный образ жизни. Сам же писатель и в стихотворении Муза был к себе довольно строг:

Но не льщусь, чтоб в памяти народной
Уцелело что-нибудь из них…
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!
Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца.

У писателя нет возвышенных эмоциональных интонаций таких как у Пушкина. Он скорее пишет о тяжелом труде. Ведь ему пришлось также нелегко, после того как он остался без помощи семьи. Писатель как бы был литературным чернорабочим, он мало зарабатывал на жизнь, поэтому чтобы выжить писал различные рецензии, куплеты и тому подобное. В стихах писателя отображено глубокое уважение к крепостным, сочувствие к ним и понимание.

Поэт в своих новых стихах писал о том, что поэт-пророк приносит жертву ради людей, ради их счастливой жизни в будущем. Идеи Некрасова заключалась в служении добру. Он верил что можно принести себя в жертву ради народа как это сделал Христос. Также сам писатель отмечал, что он всегда был честен сам с собой.

Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил!

В заключительной части произведения, писатель рассказал о своем призвании и невозможности молчать. Поэт признал, что нет смысла перечить музе. И этому своему призванию он был верен всегда.